Кемерово ул. Профсоюзная, д. 34Б +7 (3842) 59–28–28 +7–908–948–57–77 ул. Коммунальная, д. 2 +7–950–277–28–28 9:00–20:00 без выходных
Березовский ул. Ленина, д. 22 +7-923-533-40-74 +7-951-599-23-31 9:00–20:00 без выходных

Светлана Овдиенко основала пансионат для пожилых людей «Ника» в Кемерове чуть более года назад. Казалось бы, довольно недолгий срок для того, чтобы стать одними из лучших в своём деле. Однако у Светланы получилось сделать так, чтобы её пансионат рекомендовали даже медучреждения.

Как родственникам справиться с чувством вины, размещая близкого в пансионат? Что нужно пожилому человеку? В каких условиях они живут и как контактируют между собой? И почему же пансионат — это не бизнес? На эти и многие другие вопросы Светлана Овдиенко ответила «Авторскому проекту» максимально открыто.

История

У каждого из нас свой жизненный путь. Мы приходим к чему-то не просто так, с пустого места. Так было и со мной. Я представляла себя матерью большой семьи, хорошей женой, я видела себя хозяйкой большого и красивого дома. Мне казалось, что для женщины это самое главное. Судьба решила, что у меня должна быть иная жизнь. Но моё желание иметь большую семью, дарить заботу, внимание и любовь, никуда не делось.

Несколько лет назад в магазине я познакомилась с одной пожилой женщиной. Она рассказала, что живёт в неком хосписе. А там, где старость — всегда хочется помочь. Это у любого нормального человека такое желание. И я ей предложила помощь: ездила себе за продуктами в магазин — брала и ей, привозила для неё гостинцы. Внутрь я никогда не заходила. Но однажды я была вынуждена переступить порог этого учреждения. И меня шокировало увиденное. Бабушки и дедушки там жили просто в ужасающих условиях. С того самого момента я никогда больше не расставалась с мыслью, что так быть не должно. Если есть люди, которые нуждаются в помощи, то её нужно оказывать достойно.

Так появился наш пансионат для пожилых людей «Ника». Мы делаем всё возможное, чтобы бабушки и дедушки чувствовали себя максимально комфортно и уютно. За ними ухаживают несколько десятков профессиональных сиделок, которые не просто «на автомате» следят за физическим состоянием пожилых людей, но и помогают морально. Здесь же, в пансионате, работает штат профессиональных поваров, и наши бабушки с дедушками получают пятиразовое домашнее питание ежедневно. Кстати, у нас просто потрясающая выпечка! Но самое ценное — у нас нет случайных людей. Всех наших сотрудников в пансионат привела судьба, теми или иными путями.

«Ника» — это моя большая семьяНа самом деле, многим кажется, что пожилые люди уже ничего не смыслят в современном темпе жизни, что им уже мало что нужно. Но всё совершенно не так. Это люди, у которых накоплен огромный жизненный опыт, они многое дали обществу. Среди них учителя, врачи, инженеры, изобретатели и даже лётчики! Мы люди, и в любом возрасте мы остаемся людьми, мы имеем право, чтобы к нам относились по-человечески. И неважно, маленькие детки или взрослые люди. А ведь пожилой человек заслуживает даже большего внимания, чем малыши. Никто даже представить не может, какие эмоции я испытываю, когда чувствую, что действительно нужна этим людям. Что я могу им помочь. Я недавно была в отпуске, когда вернулась — была просто в полнейшем шоке.

Здесь у меня было столько рук, которые тянулись ко мне, чтобы обнять. И это такие мурашки. Не по коже, а по сердцу. Да, они вроде как мне чужие. Но я не могу их не считать родными. Мы все общаемся друг с другом как одна большая семья. Я получаю безграничное удовольствие от своих будней, от своей рутины, от своей работы. Я не жду субботы, воскресенья, каких-то праздников. Это тот случай, когда работа — любимая. Говорят, что профессия должна быть актом любви, а никак не браком по расчёту. И, конечно, дело всей жизни — это не дело, а жизнь. Мне повезло, у меня всё именно так: только по любви.

«Ника» — это моя большая семьяКроме эмоций есть и другие важные критерии. Прежде всего, это безопасность. Мы единственный пансионат в городе, который подключён к системе оповещения «Стрелец-Мониторинг». То есть, если вдруг произойдет какое-то задымление — сигнал тут же поступит на пульт МЧС. Всё здание пансионата оснащено камерами видеонаблюдения. Внутри помещения установлены поручни для удобного перемещения пожилых людей.

На сегодняшний день у нас уже нет свободных мест, но мы стараемся принять всех желающих, поэтому уже в октябре мы открываем ещё один пансионат — в городе Березовский.

Муки совести

«Ника» — это моя большая семьяРодственники стараются до самого последнего момента ухаживать сами за своими бабушками, дедушками, за родителями. Как правило, к нам привозят уже тех пожилых людей, которые сами себя не могут обслуживать совсем и начинают болеть. В такие моменты нужен круглосуточный уход. Наше преимущество в том, что у нас есть прекраснейший врач-терапевт, на которого я просто молюсь. Она приходит к нам два раза в неделю и рекомендует лечение либо корректирует уже имеющиеся назначения. Это носит исключительно рекомендательный характер. Как поступят в дальнейшем родственники, они решают сами.

Наш менталитет, русского народа, таков, что мы воспринимаем пансионаты для престарелых людей как что-то постыдное. Родственники плачут, говорят, что «сдали» родного человека. Но сейчас иной ритм жизни. Чтобы выжить, чтобы обеспечить свою семью, своё будущее, мы должны работать, развиваться. И здесь появляется другая проблема: дедушка, бабушка проводят дома весь день в одиночестве. Вся семья занята своими делами, а пожилой человек просто в четырёх стенах находится. А у нас все чувствуют себя нужными, есть о чем поговорить друг с другом, что обсудить и вспомнить. У нас здесь люди дружат, влюбляются, создаются пары.

«Ника» — это моя большая семьяЯ надеюсь, наше общество созреет, мы сможем оказывать помощь пожилым людям на достойном уровне, и родственникам больше никогда не придется слышать упрёки. Тем более, такой шаг не означает, что нужно со своим родным, любимым человеком проститься навсегда. Наши двери всегда открыты. Если родственники хотят приходить каждый день навещать своего дедушку или бабушку — пожалуйста. Пять раз в день? Хорошо. Забрать на выходные или на всё лето? Без проблем. Единственное, чего мы хотим — чтобы пожилые люди чувствовали себя нужными, чувствовали нашу любовь и заботу.

Сиделка, пансионат или дом престарелых

«Ника» — это моя большая семьяЧтобы попасть в муниципальный дом престарелых, человеку нужно получить огромное количество справок и различных медицинских документов. У нас же это всё проще. Мы понимаем, что если к нам обратились, то другого варианта, вероятно, нет. Да, мы не обещаем, что будем лечить пожилых людей, но обещаем, что будем ухаживать за ними и помогать, чтобы заболевания не развивались. У нас живут люди с болезнью Альцгеймера, деменцией, слабоумием и все они нуждаются в круглосуточной заботе. Если говорить откровенно, медицинская помощь иной раз не так важна, как простой человеческий уход.

Что же касается сиделки, то здесь есть несколько очень важных моментов. Положительная сторона для родственников — ты избегаешь страшного момента, когда люди начинают тебя обвинять в том, что ты «сдал» близкого человека. Но есть ряд нюансов. Во-первых, очень сложно найти хорошую сиделку. Во-вторых, чужой человек получает доступ к родственнику и к вашему дому. В-третьих, вы не можете проконтролировать то, как она общается с вашим близким.

Есть ещё один момент: нужны как минимум две сиделки, потому как первая наверняка захочет выходные. Да и каждая из них меньше, чем за 20 тысяч в месяц работать не будет. То есть, как минимум 40 тысяч в месяц. У нас просто нет таких цен. Мы понимаем, какая пенсия у наших пожилых людей, да и нет у нас цели зарабатывать. Мы не ООО, не ИП, мы автономная некоммерческая организация. То есть, у нас нет прибыли. Она не подразумевается. Конечно, у каждого нашего сотрудника есть зарплата, у меня она тоже есть. Но прибыли нет. Всё, что родственники пожилых людей платят, — это всё вкладывается в пансионат. Каждый месяц мы составляем план по благоустройству и обновлению нашего большого дома.

Бизнес или призвание?

«Ника» — это моя большая семьяСлово «бизнес» применительно к своей деятельности считаю оскорбительным. Это не может быть бизнесом. Если кто-то решит зарабатывать на помощи пожилым, нуждающимся людям, — он сделает первый шаг в сторону ошибки. Это не может быть бизнесом. Это может быть только жизнью, которую ты должен проживать. Если вдруг человек решит продавать своё добро, зарабатывать на чувствах, то очень скоро он себя исчерпает. У меня своя философия, своя правда. Если ты просто готов отдавать добро — то будет бесконечный круговорот теплоты: ты отдаёшь и получаешь.


«Ника» — это моя большая семья



Авторский проект, стр.48, ноябрь-декабрь 2019 г.